04.02.2014

Выступление исполнительного директора партнерства на коллегии Минземимущества РТ

Основные проблемы деятельности кадастровых инженеров Республики Татарстан (доклад исполнительного директора СРО НП «ОКИ РТ» Савельева В.П. на коллегии МЗИО РТ 31.01.2014 г.)

Уважаемый Ильдар Шафкатович!

Уважаемые члены Коллегии Минземимущества РТ и приглашенные!

 

Наша организация - Некоммерческое Партнерство «Объединение кадастровых инженеров Республики Татарстан» создана 2 года назад при активной поддержке Минземимущества РТ и Управления Росреестра по РТ. Имеет официальный статус СРО с 8 августа 2012 года.

На 1 января 2014 года в республике 628 кадастровых инженеров. В течение года осуществляли деятельность 489 человек. Членами СРО являются на сегодня 206 инженеров, т.е. 42 % всех работающих.

Членство в СРО кадастровой сферы не является пока обязательным. Однако факт участия в СРО является дополнительной гарантией качества работы кадастрового специалиста и с этого года отражается в особой графе государственного реестра кадастровых инженеров.

В рамках нашей СРО организовано обучение ее членов, оказывается методическая помощь при подготовке документов,  работает служба поддержки. СРО обеспечивает информационную открытость, публикуя всю необходимую информацию в СМИ и на интернет-сайте организации. 

Основной объем полномочий по формированию и распоряжению земельными участками,  регулированию создания и ввода в эксплуатацию объектов капстроительства сосредоточен на муниципальном уровне.

Поэтому кадастровые инженеры тесно взаимодействуют, прежде всего, с местными органами (Исполкомами, ПИЗО, отделами архитектуры и т.д.). По поручению и под контролем этих структур они участвуют в районах и городах в решении ряда важных социальных программ, таких как предоставление земельных участков многодетным семьям,  социальная ипотека, строительство культурных и социальных объектов, оформление земель под многоквартирными домами, вовлечение в хозяйственный оборот пустующих земель и т.д.

Здесь важен профессиональный уровень кадастрового специалиста, который подтверждает СРО. Поэтому, хочется отметить те районы, где у нас максимальный процент членства – вы их видите на слайде. (Это Апастовский, Атнинский, Новошешминский, Муслюмовский, Сабинский, Тюлячинский, Тетюшский, Мензелинский районы.)Хотя в этих районах немного инженеров, но они осознают необходимость профессионального взаимодействия, а местные органы озабочены развитием кадастровой деятельности и оперативным решением вышеуказанных задач.

Общереспубликанский показатель участия в СРО на сегодня – 37 %. В крупных городах и развитых районах процент близок к среднему (Казань – 32 %, Наб. Челны – 54 %, Зеленодольск – 44 %, Альметьевск – 36 %).  

Также на следующем слайде хочу привести  районы  республики, где процент участия минимален.  Нет ни одного члена СРО в Мамадышском, Бавлинском и Алькеевском районах. В Чистополе из 19 специалистов входят в СРО только двое, и то это представители Республиканского БТИ.  Не намного лучше ситуация в Алексеевском и Заинском районах республики.

Мы готовы к диалогу с  органами местного самоуправления в данных районах, важно, чтобы нас услышали.

Теперь позвольте кратко сказать о наших проблемах и  предложениях по  их решению.

Во-первых, в целом ряде случаев оставляет желать лучшего качество работы кадастровых инженеров.

За 2013 год инженеры республики подали в орган кадастрового учета около 500 тысяч заявлений и получили 44 тысячи отказов. Т.е. наша работа эффективна сегодня на91%. Причем эффективность по земле значительно ниже, чем по ОКСам (76% и 95% соответственно).

Что  делается для улучшения этого положения?

С одной стороны, мы оказываем инженерам всестороннюю помощь. Прежде всего, это обучение и повышение квалификации, что особенно важно в условиях постоянно меняющегося законодательства. За 2013 год проведено 10 обучающих семинаров по актуальным проблемам кадастровой деятельности.

С другой стороны, организована работа комиссии по аттестации кадастровых инженеров при Минземимуществе РТ, в которую входят представители госструктур и 4 члена от СРО. Комиссия не только выдает по результатам экзаменов квалификационные аттестаты, но и аннулирует их.

В истекшем году лишены аттестатов 7 инженеров из Казани, Буинска и Пестрецов, перечень которых вы видите на слайде. 

 Хочу отметить, что с 1 октября 2013 года вступил в силу  новый федеральный закон (Федеральный закон от 23.07.2013г. N 250-ФЗ), согласно которому аттестат кадастрового инженера аннулируется, если число отказов превысит 25 % от всех поданных заявлений.

Во-вторых, многие кадастровые инженеры сталкивается с ошибками и неточностями в правоустанавливающих документах граждан-заказчиков, а иногда таких документов просто нет.

Часто по требованию заказчика инженеру приходится брать на себя дополнительную работу по получению архивных документов, выписок, внесению изменений в распоряжения и постановления, присвоению адресов и т.д. Это воспринимается заказчиком как должное и невыполнение работы в срок вызывает нарекания. Однако данная работа не входит в кадастровую деятельность, ее исполнение зависит от работников муниципалитетов, подчас затягивающих решение данных вопросов. Большинство жалоб на кадастровых инженеров связано именно с подобными ситуациями.

Для решения этих проблем, на наш взгляд, необходимо постоянно повышать профессиональный уровень сотрудников муниципалитетов, от компетентности и оперативности которых зависит успех нашей общей работы по оказанию услуг гражданам.

Также могли бы помочь специальные методические рекомендации по восстановлению и исправлению  правоустанавливающих документов.

В-третьих, требуют корректировки тарифы на кадастровые работы для физических лиц, установленные Постановлением Комитета по тарифам РТ от 18 декабря 2009г. (№ 9-10/нпс «Об установлении предельных максимальных цен на кадастровые работы в Республике Татарстан»

 Первоначально тарифы были введены Законом о «дачной амнистии» и касались участков, предоставленных гражданам до введения Земельного кодекса (до 30 октября 2001 года). Это защищало права простых граждан при массовом оформлении земель. Сегодня основной объем прав по «дачной амнистии» в республике  зарегистрирован (он пришелся 2008-2010 годы) и данное регулирование становится не актуальным.

Однако в 2012 году Комитет по тарифам распространил эти тарифы на все земельные участки граждан. В результате, как видно на слайде, стоимость межевания земельного участка для размещения индивидуального жилого дома ограничена сегодня суммой чуть более трех тысяч рублей. И это ограничение относится к оказанию услуг любым категориям граждан – как малоимущим, пенсионерам, так и владельцам элитных коттеджей, поместий в десятки и сотни  гектаров.

Эти тарифы экономически не обоснованы, что приводит к массовому отказу межевых фирм от работы с физлицами, а там, где работа продолжается, она ведется за «наличку» или по «обходным» допсоглашениям. Фактически это подталкивает кадастровых инженеров на нарушения.

Есть просьба от всего профессионального сообщества – помочь с решением этого актуального вопроса. При этом мы готовы на компромиссные решения, например, определить виды кадастровых работ, не включаемые в регулирование, или льготные категории граждан, которым кадастровые инженеры будут оказывать услуги по заниженным тарифам.

Следующий вопрос, на котором я хотел бы заострить внимание. Остро стоит проблема межевания земель лесного фонда, особенно в части согласования межевых планов с уполномоченным федеральным органом. Кадастровые инженеры работают здесь при прокладке или расширении федеральных трасс, нефтепроводов и иных стратегических линейных объектов.

В течение всего 2013 года шел спор между территориальным управлением Росимущества по РТ и Министерством лесного хозяйства РТ, о том, кто должен согласовывать межевые документы. На сегодня есть временное решение, но все равно процедура согласования сложна и непрозрачна, в ней задействованы оба ведомства, с каждым из которых заявитель должен отдельно прорабатывать свой вопрос.

Есть и другие проблемы. Например, значительные отличия между границами и площадями лесных массивов на картах Минлесхоза и в кадастре. Или необходимость проводить уточнение границ гигантских лесных массивов в случае, если требуется вырезать, например, лесной участок с будкой лесника для предоставления в аренду. Вследствие этого многие подобные участки годами стоят неоформленными. Межевание и уточнение границ лесных массивов – задача государственная, весьма затратная, и решать ее за счет граждан и предпринимателей, думается, некорректно.

Предлагаем для решения вопросов по границам лесного фонда создать специальную республиканскую комиссию при Правительстве РТ.

Надеемся, что совместная работа профессионального сообщества кадастровых специалистов и государственных органов позволит решить все указанные проблемы в интересах республики и ее населения.    

 

Спасибо  за внимание!


Выступление Савельева В.П.
Презентация к выступлению Сальева В.П.

Возврат к списку

Имя:
E-mail:
Комментарий:
* все поля обязательны для заполнения
** ваше сообщения появиться только после проверки модератором, на указаный вами e-mail придет письмо о публикации вашего сообщения.